Развитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан

Развитие малого предпринимательства в Республике БашкортостанРазвитие малого предпринимательства в Республике Башкортостан является одним из важных стратегических направлений в экономике региона. Малый бизнес оказывает положительное воздействие на решение социальных, экономических и общественных проблем. Именно малое предпринимательство способно создавать новые рабочие места, привлекать тем самым молодых предприимчивых людей, и тем самым закладывает основу для развития частного капитала в республике.

Развитие малого и среднего предпринимательства в республике является стратегическим фактором, определяющим устойчивое развитие экономики региона. Поддержка предпринимательства рассматривается в качестве одного из приоритетных направлений социально-экономического развития Республики Башкортостан.

Статистические данные свидетельствуют, что на данный момент в Республике Башкортостан работает более 136,4 тысячи малых и средних предприятий, которые остро нуждаются в государственной поддержке. В сфере малого и среднего предпринимательства занято более одной трети населения республики. [5]

В Башкортостане, как сообщалось выше, насчитывается более 136,4 субъектов малого предпринимательства, которые охватывают все виды экономической деятельности. В республике более 86 тысяч индивидуальных предпринимателей. Малые и средние предприятия обеспечивают пятую часть республиканского оборота организаций, а вклад a предпринимательства в ВРП республики составляет 20 процентов. В малом бизнесе занято полмиллиона жителей Башкортостана. [4]

Не смотря на то, что малым и средним предпринимателям оказывается посильная государственная поддержка, многие из них в ходе своей деятельности сталкиваются с серьезными проблемами. К примеру, небольшое количество субъектов малого бизнеса может воспользоваться банковскими займами, решить земельно-имущественные проблемы, оформить федеральные субсидии и преодолеть административные барьеры.

Социальная функция государственно-частного партнерства на сегодняшний день является одной из основных в деятельности любого развитого государства и предполагает в числе прочего строительство и обеспечение нормального функционирования социальной инфраструктуры. В условиях ограниченности бюджетных средств и не всегда эффективного управления органами власти процессов организации строительства успешное выполнение данной функции возможно только при взаимодействии государства и бизнеса.[1]

Президент Башкортостана Рустэм Хамитов утверждает, что экономика республики успешно развивается благодаря посильному вкладу представителям малого бизнеса. Именно поэтому государственная поддержка, по мнению главы республики, должна оказываться бизнесменам в полной мере. Правда, пока на деле добиться этого тяжело – в Башкортостане государственная поддержка представляет собой распределение кредитов и субсидий.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Республики Башкортостан до 2020 года, утвержденной Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 сентября 2009 года N 370, одной из основных экономических задач Правительства Республики Башкортостан является поддержка деловой активности субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение решения следующих задач:

  • сохранение возможности и расширение доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к источникам финансирования деятельности;
  • поддержка существующих темпов создания новых субъектов предпринимательства;
  • создание и организация рабочих мест;
  • развитие прогрессивных технологий финансовой и инвестиционной поддержки;
  • повышение доступности финансовых ресурсов для субъектов малого и среднего предпринимательства РБ;
  • повышение престижа предпринимательской деятельности в РБ.

Согласно анализу предпринимательского климата в Российской Федерации, ежегодно проводимому Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России», по результатам 2013 года Республика Башкортостан вошла в десятку лучших регионов Российской Федерации по уровню развития бизнеса.

В результате ввода новых предприятий, расширения уже действующих, а также благодаря организации самозанятости населения, по последним данным, представленным администрациями городов и районов Башкортостана, в регионе создано почти 8000 новых рабочих мест.

В целом, по мероприятиям комплексных программ территорий за 2011–2015 годы планируется создать в общей сложности около 48 тысяч рабочих мест. Причем более половины от их общего объема будет создано в Уфе, Агидели, Стерлитамаке, а также Белорецком, Туймазинском, Белебеевском, Нуримановском, Благоварском, Стерлитамакском, Гафурийском, Учалинском, Уфимском и Янаульском районах. [3]

Реализация инвестиционных проектов в 2008–2010 годах позволила дополнительно создать в Башкортостане более 16 тысяч новых рабочих мест. [2]

Но, несмотря на создание и осуществление различных программ для поддержки малого предпринимательства в г. Уфа, существуют проблемы, снижающие развитие данного элемента рыночной системы. К таким проблемам можно отнести:

  • Нехватка финансовых ресурсов. Одной из наиболее сложных вопросов, которые препятствуют здоровому и эффективному развитию предпринимательства, является недостаточность и ограниченность финансовых ресурсов для обеспечения инвестиционных и оборотных потребностей предпринимательства.
  • Недостаточная экономическая образованность предпринимателей. Большая часть предпринимателей в г. Уфа нерационально и неэффективно распределяют денежные средства. И в результате это приводит к экономических потерям и далее к банкротству. Для решения данной проблемы необходимо организовать обучающие курсы на базе высших учебных заведений г. Уфа и проводить производственные практики, где будущие предприниматели смогут лично поучаствовать в работе разных предприятий.
  • Нехватка высококвалифицированных кадров. На сегодняшний день вопрос о нехватке высококвалифицированных кадров в г. Уфа является одной из наиболее актуальных и проблемных. Качество персонала, кадровый потенциал, личные качества, возраст, высокообразованность сотрудников, стрессоустойчивость — все это звенья являются важным залогом успеха любого предприятия. Молодые специалисты без опыта работы не могут начать свою трудовую деятельность.

Самой большой угрозой для отечественного бизнеса, по мнению уфимских предпринимателей, является рост арендных платежей и слишком большие налоги. В этом же ряду предприниматели отмечают: ухудшение общей ситуации в экономике, необоснованные штрафы, нарушения при проверках, незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес. Предприниматели города считают, что наиболее актуальными на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как несовершенство системы налогообложения, коррупция, бюрократические проволочки, несовершенство законодательной базы, отсутствие информации о состоянии рынка.[6]

Также определенную угрозу для развития отечественного бизнеса представляют административные барьеры. На первом месте налоговые органы, на втором – органы местной власти, на третьем – органы внутренних дел. Далее следуют: пожарная инспекция, органы санитарно-эпидемиологической службы.

Основными мероприятиями по устранению административных барьеров в деятельности СМП (субъектов малого предпринимательства) являются: Самой большой угрозой для отечественного бизнеса, по мнению уфимских предпринимателей, является рост арендных платежей и слишком большие налоги. В этом же ряду предприниматели отмечают: ухудшение общей ситуации в экономике, необоснованные штрафы, нарушения при проверках, незаконные попытки отнять или ликвидировать бизнес. Предприниматели города считают, что наиболее актуальными на сегодняшний день для малого и среднего бизнеса являются такие проблемы, как несовершенство системы налогообложения, коррупция, бюрократические проволочки, несовершенство законодательной базы, отсутствие информации о состоянии рынка.[6]

Также определенную угрозу для развития отечественного бизнеса представляют административные барьеры. На первом месте налоговые органы, на втором – органы местной власти, на третьем – органы внутренних дел. Далее следуют: пожарная инспекция, органы санитарно-эпидемиологической службы.

Основными мероприятиями по устранению административных барьеров в деятельности СМП (субъектов малого предпринимательства) являются:

а) институциональные меры:

  • создание механизмов представления интересов СМП на федеральном, республиканском и муниципальном уровнях, в том числе через саморегулируемые профессиональные ассоциации;
  • обеспечение открытого доступа СМП к информации о готовящихся к принятию законодательных и иных нормативных правовых актах;
  • проведение правовой экспертизы и ревизии нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность СМП;
  • анализ лицензионной практики;
  • разработка и принятие нормативных правовых актов, республиканских и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства, предусматривающих меры по устранению административных барьеров;
  • организация постоянно действующей "горячей линии" в целях выявления и устранения факторов, препятствующих развитию малого предпринимательства;

б) координация действий республиканских органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и регулирование деятельности в сфере малого предпринимательства:

  • переход к проведению комплексных проверок деятельности СМП;
  • информирование предпринимателей о порядке проведения проверок их деятельности;
  • создание саморегулируемых организаций, повышение их роли во взаимодействии с надзорными и контролирующими органами;

в) обеспечение условий для равного доступа СМП к инфраструктуре субъектов естественных монополий;

г) либерализация порядка распределения прав на природные ресурсы. [3]

Таким образом, предпринимательство является важным элементом всех экономических процессов. От здорового осуществления деятельности данного сектора экономики зависит развитие экономики страны в целом. На развитие малого и среднего бизнеса оказывает влияние не только государство, но и активность предпринимателей, способы решения поставленных перед ними задач, готовность потребителей к новым товарам и услугам в современных условиях. Снижение административных барьеров позволит снять ограничения для развития малого бизнеса в Республике Башкортостан.

Список литературы:

  1. Елесина М. В. Рашкеева И. В. Управление реализацией ГЧП: роль государства, бизнеса и общества // NAUKA-RASTUDENT. RU. — 2014. — No. 8 (08-2014) / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://nauka — rastudent. ru/8/2006/
  2. Постановление от 17 июля 2006 г. n 202 о концепции развития малого предпринимательства в Республике Башкортостан на 2006 — 2010 годы.
  3. Программа развития малого и среднего предпринимательства в городском округе город Уфа Республики Башкортостан на 2012—2014 годы.
  4. Малое и среднее предпринимательство. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://bashstat. gks. ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/bashstat/ru/statistics/enterprises/small_and_medium_enterprises/ (дата обращения 12.05.2014)
  5. Материал официального сайта Администрации городского округа город Уфа. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL. http://ufacity. info/ ( дата обращения 12.05.2014)
  6. Уфа: рост арендных платежей тормозит развитие бизнеса в Уфе. / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://789.ru/news/4976-4976.html (дата обращения 12.05.14)

Комментарии закрыты.

Свежие записи

Архивы